MENU
Главная » Статьи » Защита прав потребителя

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В связи с принятием Верховной Радой Украины в мае 2004 года Закона «О третейских судах» в Украине сложились предпосылки для новой формы рассмотрения споров, которая является альтернативной по отношению к государственным судам.

Не вдаваясь в юридические тонкости, в целом можно сказать, что третейский суд является независимым органом по рассмотрению споров, который создаётся по согласию сторон. В его состав входят независимые квалифицированные эксперты — специалисты в области рассматриваемого дела. Посему третейский суд называют альтернативной формой урегулирования правовых конфликтов. Такой суд не является государственным судом, однако его решения будут иметь силу государственного исполнения. Решения третейского суда по юридической силе приравнены к решениям государственных судов и являются обязательными для исполнения. Кроме того, если проигравшая сторона уклоняется от исполнения решения, то исполнение может осуществляться Государственной исполнительной службой.

В ст.12 закона “0 третейских судах” указано обязательное условие для обращения в третейский суд. Это наличие третейского соглашения между сторонами. Такое соглашение ещё называют “арбитражная оговорка”. По сути, это есть соглашение сторон о том, что спор передается на рассмотрение арбитража. По форме оно

может быть выражено как в виде специального отдельного документа (третейское соглашение), так и в виде отдельного пункта в любом контракте или договоре (в письменной форме), кроме тех, которые не подлежат рассмотрению в соответствии с законом. Безусловно, что не все категории гражданских и хозяйственных дел могут рассматриваться третейским судом. Перечень таких дел чётко установлен  в Законе “О третейский судах”.

Третейские суды рассматривают частноправовые споры, где участниками могут быть как юридические, так и физические лица. На данный момент, согласно закону, практически невозможным представляется защита прав потребителей в альтернативных судах. Трудно представить себе, что при заключении устного соглашения ущемлённый в своих правах потребитель сможет подписать с представителем услуг необходимое для рассмотрения дела третейское соглашение. Другое дело, когда договор подписан в письменной форме и в нём обозначен пункт о решении спора при помощи третейского суда. Кроме того, закон интересен тем, что позволяет развивать институт актов. Так в ст. 1 Закона “О третейских судах” сказано, что: “Если   действующим   международным   договором согласие на обязательность которого дала Верховная Рада Украины,  установленный  другой  порядок  организации, деятельности и разрешения споров третейским судом, чем тот,  что установлен данным Законом,  то применяются нормы  международного  договора”,  и  этот  вопрос, безусловно, важный. Ведь в мировой практике уровень обращения и защиты прав потребителей, при обращении в третейские суды очень высокий.

Но чем же могут потребителей привлечь третейские суды? Во-первых, это скорость рассмотрения споров. Третейский суд лишен многих процессуальных формальностей. Проведение процесса является весьма доступным и простым для понимания даже не юриста. Это так называемое решение спора по справедливости, то есть суд не связан многими казуистическими сложностями. Согласно зарубежному опыту, третейское рассмотрение, как правило, осуществляется в одно заседание, по большинству споров. Оно ведется на языке, предпочитаемом сторонами. Это может быть как русский, так и украинский. Во-вторых, это возможность сторонам самостоятельно избрать себе судей (арбитров). В каждом третейском суде есть так называемый список арбитров. Стороны по взаимному согласию избирают себе арбитров (одного или трех —  по одному от каждой из сторон и третьего по назначению председателя третейского суда). Возможность избрать арбитров обуславливает максимальную объективность и непредвзятость в рассмотрении дела. Список арбитров составлен таким образом, что указывается профессиональная специализация арбитров. И это третье преимущество. Дело могут рассматривать не просто арбитры юристы, а специалисты по конкретной категории дел: по страховым правоотношениям, юристы в сфере туристического бизнеса, по спорам о недвижимости, специалисты в ценных бумагах или банковских операциях и т. д. Следующим преимуществом является то, что решение третейского суда является окончательным. То есть стороны не подвержены длительной тяжбе в нескольких судебных инстанциях. Решение третейского суда после его постановления направляется в государственный суд, где оно проверяется на наличие формальных реквизитов (перечень которых предусмотрен законом), после чего направляется в исполнительную службу для исполнения.

Это лишь ряд преимуществ, и перечень их можно продолжать до бесконечности долго.

Думается, вхождение в цивилизованное правовое пространство постепенно сделает наличие третейских судов обычным элементом правовой системы. Естественно, что третейские суды ни в коей мере не являются конкурентами государственным судам. Они дополняют систему институтов защиты гражданских прав, занимаясь сугубо частноправовыми спорами.

Мы видим большие перспективы в таком направлении развития третейских судов,  что позволит как развивать систему альтернативных судов с одной стороны, так и существенно «разгрузить» государственные суды от того количества дел, которыми они сейчас переполнены.

Леонид БОРИСОВ,

Член Союза юристов Украины,

г. Одесса
Категория: Защита прав потребителя | Добавил: idea2000 (13.11.2007)
Просмотров: 2144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]