MENU
Главная » Статьи » Защита прав потребителя

КАК ЗАСТРАХОВАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?

В Украине существуют два вида страхования: обязательное (ст.7 Закона Украины “О страховании” (далее — Закон) и добровольное (ст.6 Закона). Одним из видов добровольного страхования является страхование наземных транспортных средств (далее ТС).

Поскольку договор страхования наземных транспортных средств (КАСКО) — один из наиболее распространенных, при его заключении следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, данный договор основывается на Законе и Правилах страхования наземных транспортных средств (кроме железнодорожного транспорта) от 15.04.1999 г. (далее —Правила), которые регистрируются Государственным комитетом по финансовым услугам. Также существует Приказ Комитета по делам надзора за страховой деятельностью и ОАО Украинской страховой компании “Гарант-Авто” от 25 марта 1997 г. №19-1 (далее — Приказ). В конце договора содержится положение: “с Правилами и условиями страхования ознакомлен, согласен” и место для подписи.

Подписавшись в данном месте, Вы соглашаетесь с тем, что Вы ознакомились с Правилами. Поэтому, перед тем как подписывать договор страхования, требуйте от страховой компании выдать Вам Правила для ознакомления, поскольку сам договор страхования составляется на основании этих Правил. Необходимо ознакомиться с ними, чтобы потом не мучить себя вопросами, откуда в условиях договора взялись те или иные положения или цифры. П.1 ст.20 Закона устанавливает обязанность Страховщика (страховая компания) ознакомить Страхователя (потребитель) с условиями и Правилами страхования. Вообще, при подписании договора страхования старайтесь без спешки, внимательно ознакомиться с условиями договора. Поэтому Вас должны устраивать все условия, при которых Вы будете ознакамливаться: освещение, место, удобство мебели и т.д.

Следует также обратить внимание на случаи невозможности возмещения убытков страховой компанией. В этом разделе договора страхования содержится перечень случаев, при которых материальный ущерб страховой компанией не возмещается.

В случае наступления страхового случая существует определенный порядок действий Страхователя:

1) немедленно уведомить о наступлении происшествия, которое может быть признано

страховым случаем, органы ГАИ или милиции, а также Страховщика;

2) на протяжении двух рабочих дней, как только станет известно о наступлении страхового случая, принять меры по оформлению всех необходимых документов для своевременного осуществления страховых выплат или страхового возмещения Страховщиком;

3) на протяжении 7 дней после уведомления о наступлении страхового случая направить

Страховщику заявление, где описать обстоятельства страхового случая и предоставить все необходимые документы, а именно:

— заявление о наступлении страхового случая;

— договор страхования;

— справку соответствующих органов государственной власти относительно обстоятельств страхового случая;

— копию свидетельства о регистрации ТС;

— копию удостоверения водителя и копию доверенности на право управления ТС;

— протокол осмотра лица, которое управляло ТС, на предмет опьянения на момент ДТП (или другой медицинский документ о состоянии водителя);

— ксерокопия паспорта и копия справки о присвоении идентификационного номера (для Страхователя — физического лица);

— другие документы относительно уточнения причин наступления страхового случая и размера убытков.

При наступлении страхового случая возмещению подлежат только прямые убытки. Страховщик не возмещает упущенную выгоду, издержки на аренду или наем другого автотранспортного средства, моральный ущерб и др.

Размер причиненных убытков определяется на основании документов, предоставленных Страхователем.

Возмещение убытков проводится с учётом амортизационного износа запасных частей, которые подлежат замене, деталей и устройств, безусловной франшизы, не уплаченных Страхователем очередных страховых платежей, рассрочки, сумм, полученных от других Страховщиков по аналогичным договорам страхования, и суммы, полученной в качестве возмещения виновного лица в причинении убытков от третьего лица. Франшиза — часть убытков, которые не возмещаются Страховщиком. Размер франшизы зависит от видов страховых случаев, например, наивысший процент франшизы может составлять 10% — для легковых автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов иностранного производства при угоне такого ТС (согласно Приказу). Безусловная франшиза высчитывается с каждой суммы возмещения убытков. По желанию Страхователя, кроме безусловной франшизы, может быть установлена условная франшиза, но по размеру не более 4% страховой суммы. В таком случае страховая премия выплачивается в меньшем размере: каждый процент условной франшизы уменьшает платежи по страхованию КАСКО на 5%. При этом убытки, причинённые ТС и дополнительному оборудованию, не возмещаются, если их размер менее установленной суммы условной и безусловной франшизы, и возмещаются в полном объёме за вычетом безусловной франшизы, если их размер больше этой суммы.

Осуществление страховых выплат и выплата страхового возмещения осуществляется Страховщиком в соответствии с договором страхования или законодательством на основании заявления Страхователя (его правопреемников или третьих лиц, определённых условиями страхования) и страхового акта (аварийного сертификата), который составляется Страховщиком или уполномоченным им лицом (аварийным комиссаром) в форме, определённой Страховщиком. Аварийные комиссары — лица, которые занимаются выяснением причин наступления страхового случая и размера убытков (ст.25 Закона).

Страхователь несёт ответственность за несвоевременное уведомление Страховщика о наступлении страхового случая без уважительных причин или создание Страхователем преград в определении обстоятельств, характера и размера убытков (п.5 ст.26 Закона).

После наступления страхового случая по прибытии страхового комиссара, который составляет страховой акт, Вам необходимо внимательно ознакомиться с содержанием данного документа, потому что в суматохе можно подписаться под тем, чего на самом деле не было.

Страхователь должен сохранить объект страхования, после наступления страхового случая, до прибытия эксперта Страховщика в том виде, в котором он был после страхового случая; не проводить никаких ремонтных работ относительно повреждённого ТС. На ремонт Страхователь должен получить письменное согласие Страховщика. Поэтому советуем Вам после наступления страхового случая поставить свое транспортное средство в охраняемый гараж, не пользоваться им и не производить никаких работ до момента выплаты страхового возмещения. Так как при обращении в суд возникнет вопрос об очередной проверке причин ДТП, повреждении или размера убытков.

Страхователь должен предоставить возможность проводить осмотр и экспертное обследование застрахованного объекта, расследование причин и установление размера убытков. Вы можете не согласиться с заключением экспертизы, которая будет организована страховой компанией. В этом случае Вы можете организовать проведение другой экспертизы, но решающее значение будет иметь экспертиза, которая будет проводиться непосредственно в суде.

Если Вы решили застраховать свое транспортное средство, учтите выше упомянутые замечания при выборе страховой компании и непосредственно при подписании договора страхования. Также при выборе страховой компании обратите внимание на город, где находится её главный офис, чтобы в случае возникновения спора со страховой компанией он решался в суде г.Харькова, а Вам не пришлось ездить в другой город.

Консультацию подготовили юристы ХООЗПП

Копыл В.В. и Куценко Р.В.,

г. Харьков

 

Вести из регионов

От редакции:

Как мы уже сообщали, Харьковское областное общество защиты прав потребителей (ХООЗПП) организует свою работу по так называемым целевым программам. В этом номере помещается информация из целевой программы «Юридическая служба потребителя».

Примеры из судебной практики

Так, в магазине «Нофелет» житель Харькова гр-н Высоцкий А.И. приобрел мобильный телефон “Siеmens” стоимостью 1560 грн., что подтверждалось товарным чеком и гарантийным талоном.

Через несколько дней оказалось, что мобильный телефон ненадлежащего качества и не может быть использован по назначению.

Покупатель обратился в магазин с просьбой заменить или произвести гарантийный ремонт приобретенного товара. Магазин согласился отремонтировать. После получения телефона из ремонта покупатель во второй раз обратился в магазин с просьбой устранить вновь проявившийся в мобильнике недостаток или произвести его замену на другой, качественный, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О защите прав потребителей».

После повторного ремонта покупателю вновь вернули телефон, однако в телефоне были выявлены новые недостатки.

В связи с этим продавцу была направлена претензия. Он согласился удовлетворить изложенные в ней требования после проверки технического состояния телефона. Однако, после предоставления такого акта, продавец отказался удовлетворить заявленные требования. Поэтому материал по делу был направлен в суд. После рассмотрения иска суд вынес решение: взыскать с ответчика в пользу истца сумму, оплаченную за товар (1560 грн.), 200 грн. за моральный ущерб, 80 грн. за юридический услуги.

Таким образом, нарушитель Закона был наказан, а права покупателя были защищены.

Другой пример:

Гр.-ка Китаева О.А. приобрела женские туфли стоимостью 279,98 грн. в магазине «Монарх». Через некоторое время покупательница обратилась в магазин с просьбой отремонтировать или заменить товар. Магазин согласился и отремонтировал туфли. Однако покупательница обратилась к продавцу с просьбой обменять туфли на другую пару или возвратить ей деньги за некачественный товар, поскольку после ремонта проявились новые недостатки. Однако сотрудники магазина отказали ей в возврате денег. После этого покупательница обратилась в ХООЗПП с просьбой оказать ей содействие в возврате денег. По решению руководства ХООЗПП его сотрудники провели экспертизу качества товаров и услуг в магазине «Монарх». Затем были направлены материалы в суд. Суд вынес решение расторгнуть договор купли-продажи истицы с магазином «Монарх» и вернуть истице стоимость товара 279,98 грн. Также взыскать с ответчика в пользу истицы 1000 грн. за моральный ущерб и 106.28 грн. за проведение экспертизы товара.

Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу. Представительство интересов истца в суде осуществлял адвокат, специально приехавший с этой целью в г. Харьков.

Апелляционный суд Харьковской области по результатам рассмотрения дела вынес решение: уменьшить размер выплаты за моральный ущерб с 1000 грн. до 200 грн., а остальные выплаты оставить без изменения.

По данным юридической службы ХОЗПП,

г. Харьков

Категория: Защита прав потребителя | Добавил: idea2000 (13.11.2007)
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]