MENU
Главная » Статьи » Разное

ЕДИНЫЙ НАЛОГ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

   Вопросы, которые связаны с налогообложением и оптимизацией налогов в Украине, являются одними из наиболее сложных. Ввиду  противоречий налогового законодательства Украины, даже специалисты с большим опытом работы и налоговые консультанты затрудняются ответить на некоторые вопросы без глубокого изучения законодательной базы и многочисленных разъяснений отдельных вопросов официальными органами, практики налогового арбитража. При этом не всегда находится однозначный ответ, а контролирующие органы в своих разъяснениях в большей степени придерживаются фискальной позиции.

Применительно к юридическим лицам единый налог представляет собой фиксированную долю от валового дохода, причем:

– если налогоплательщик предпочитает уплачивать НДС, то эта доля равна 6%;

– если налогоплательщик не платит НДС, то эта доля составляет 10%.

Право на уплату единого налога имеют юридические лица, удовлетворяющие следующим условиям:

– количество работников на предприятии не должно превышать 50 человек;

– годовой оборот не должен превышать 1 млн. гривен;

– доля в предприятии, принадлежащая лицам, не подпадающим под действие системы единого налога, не может превышать 25%.Юридические лица, уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на фонд заработной платы, от НДС (если выбирается 10%­я ставка) и от ряда других налогов.

В этом случае также действует упрощенная система учета и отчетности. Юридические лица, желающие платить единый налог, обязаны ежеквартально подавать декларацию до 20­го числа каждого месяца, следующего за окончанием календарного квартала.

Наиболее распространенной из действующих систем налогообложения у предпринимателей является упрощенная система налогообложения с уплатой единого налога. Регулируется она нормами Указа Президента Украины № 746 от 28.06.99г., Постановлением Кабмина №507 от 16.03.2000г., Порядком ГНАУ №571 от 30.09.2004 г., и предусматривает уплату единого налога вместо целого ряда других налогов и сборов, плательщиком которых в этом случае предприниматель не является.

Так, согласно п. 6 Указа № 746 предприниматель­единщик не является плательщиком следующих налогов и сборов:

– налога на добавленную стоимость;

– налога на доходы физических лиц (для физических лиц – субъектов малого предпринимательства);

– платы (налога) за землю;

– сбора на специальное использование природных ресурсов;

– сбора на обязательное социальное страхование;

– налога на промысел;

– сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

– сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг;

– взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

– платы за патенты в соответствии с Законом № 98 «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Применение данной системы налогообложения возможно при соблюдении определенных условий.

Число наемных работников, включая членов семьи предпринимателя, в течение года должно быть одновременно не более десяти человек.

В общей же сложности за год наемных работников может быть значительно больше. Например, в трудовых отношениях с предпринимателем на начало I квартала 2006 года состояло десять человек, в феврале один из них уволился, в марте заключен трудовой договор с другим наемным работником. Всего в отчетном квартале у предпринимателя работало одиннадцать человек, а одновременно ­ только десять, что позволяло быть плательщиком единого налога. Подтверждением такой точки зрения служит письмо ГНА Украины от 31.03.2000 г. № 4570/7/17­0517.

Объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за год не должен превышать 500000 грн.

Под словом «год» в данном случае следует понимать «календарный год». Разъяснение по данному вопросу дано в Постановлении № 507 и приведено в письмах Госпредпринимательства от 13.06.2001 г. № 2­532/3628 и ГНА Украины от 15.06.2001 г. № 7953/7/17­0517.

Не может применять упрощенную систему налогообложения частный предприниматель, который осуществляет торговлю ликеро­водочными, табачными изделиями и горюче­смазочными материалами.

Кроме того, п. 4 Заключительных положений Закона № 2505 установлено, что с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения» положения Указа № 746 применяются с учетом некоторых особенностей.

Особенности состоят в запрете как для юридических лиц, так и для предпринимателей работать по упрощенной системе налогообложения, если они:

– осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устроением казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;

– производят подакцизные товары, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче­­смазочных материалов;

– осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом № 1775 «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности».

Ставка единого налога устанавливается местными органами и зависит от вида деятельности, но не от места осуществления этой деятельности.

Таким образом, где бы предприниматель­плательщик единого налога не осуществлял свою предпринимательскую деятельность, он должен уплачивать единый налог по той ставке, которая установлена местным советом по месту его государственной регистрации для данного вида деятельности. И совсем не обязательно, чтобы эта ставка была максимальной – 200 грн.

Минимальный размер ставки составляет 20 грн., а максимальный – 200 грн. за календарный месяц.

Местные советы могут в течение календарного года пересматривать ставки единого налога (в сторону уменьшения или увеличения) или своим решением отменять тот или иной вид деятельности, на который ранее была установлена ставка единого налога. Поэтому предприниматели должны за этим следить.

В ряде регионов местными советами установлена ставка единого налога на так называемые «другие виды деятельности». Если такая ставка установлена, предприниматель при отсутствии в решении местного совета того вида деятельности, который он осуществляет, при соблюдении всех необходимых требований, может перейти на упрощенную систему налогообложения.

Поскольку право устанавливать ставки единого налога предоставлено местным советам, в каждом регионе определяются свои виды деятельности, для которых устанавливаются ставки единого налога. И, несмотря на то, что в Указе № 746 нет ограничений по видам деятельности, в каждом конкретном регионе они существуют. Отвечая на вопрос как быть, если местными советами не установлена ставка единого налога для вида деятельности, которой планирует заниматься предприниматель, ГНА Украины в своих разъяснениях отмечает: «При осуществлении деятельности, на которую местный совет не установил ставку единого налога, доходы, полученные от нее, облагаются налогом в общем порядке, и оснований для выдачи Свидетельства об уплате единого налога в таком случае нет» (письмо от 14.07.2003 г. № 6208/6/17­0516).

Если в течение календарного года местными советами принято решение об увеличении ставок единого налога, такое решение вступит в силу в соответствии со ст. 59 Закона №280 «О местном самоуправлении». Согласно указанной статье решения сельских, поселковых, городских советов нормативно­правового характера вступают в силу со дня их принятия, если советом не установлен более поздний срок вступления в силу, но не ранее дня их официального обнародования. Обнародованием считается день опубликования данного решения в печатном органе местного совета. Если в решении местного совета указан более ранний срок вступления в силу, чем оно принято, то такое решение начнет действовать не ранее дня его обнародования. Итак, при изменении ставки единого налога за период, за который этот налог уплачен, производить никакой доплаты не следует.

Размер ставки единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (от размера чистого дохода), но зависит непосредственно от вида деятельности и количества наемных работников.

Если в Заявлении предпринимателя указывается несколько видов деятельности, которыми он планирует заниматься, применяется большая ставка единого налога. Например, предприниматель планирует заниматься оптовой торговлей и грузоперевозками. Для оптовой торговли ставка установлена в размере 200 грн., а для грузоперевозок – 120 грн. В этом случае предприниматель должен уплачивать одну ставку – 200 грн., но в свидетельстве должны быть указаны оба вида деятельности.

Предприниматель имеет право использовать труд наемных работников. В этом случае за каждого оформленного наемного работника ему необходимо производить доплату в размере 50% ставки, установленной для самого предпринимателя. При этом предприниматель должен вести упрощенную кадровую документацию (трудовые договоры, табеля выхода на работу наемных работников, ведомости начисления заработной платы, график отпусков, распоряжения на предоставление отпусков и т. д.).

Несмотря на то, что ставка единого налога не зависит от объема выручки, полученной в отчетном периоде, предприниматели не освобождены от ведения учета доходов и расходов. Но учет этот также упрощен.

В связи с тем, что действующее законодательство постоянно изменяется и в настоящее время в Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов, которые кардинально могут повлиять на упрощенную систему налогообложения.

Важно обратить внимание на выбор системы налогообложения, серьезный подход к этому вопросу позволит изначально сформировать правильную налоговую политику предприятия. В украинском законодательстве предусмотрено несколько способов уплаты налогов – обычная система налогообложения, упрощенная система налогообложения (единый налог), фиксированный сельскохозяйственный налог и специальный торговый патент. От правильного выбора способа налогообложения зависит эффективность бизнеса, величина прибыли, которую может получить  предприятие.

Предприятие, которое работает по обычной системе налогообложения, обязано начислять налоги и сборы, которые определены Законом Украины «Про систему налогообложения».

Разумеется, невозможно, только исходя из налоговых ставок, просчитать целесообразность использования конкретной системы налогообложения. Для оптимизации налогообложения в Украине необходимо учитывать налоговые льготы, специфику налогообложения отдельных операций, формы расчетов, которые планируете применять с поставщиками и клиентами, систему налогообложения контрагентов предприятия, и другие факторы.

Леонид БОРИСОВ,

член Союза юристов Украины.

г. Одесса

Категория: Разное | Добавил: idea2000 (28.11.2007)
Просмотров: 4483 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]